Техническое обслуживание жидкотопливных горелок
Необходимо регулярно проводить обследование, выявлять и устранять дефекты, удалять загрязнения. Начинается ТО с визуального осмотра и проверки работоспособности каждого элемента. Проверяется функционирование мехатроники — от заслонок до настроек регулирующих механизмов.
Основные этапы можно разделить на две части:
1. Контроль состояния
- раскрытие и расположение факелов;
- обнаружение возможных дефектов;
- осмотр автоматики — датчиков пламени и давления.
2. Комплекс сервисных работ
- очистка — форсунок, вентилятора, решёток забора воздуха;
- протяжка электрических соединений;
- удаление остатков топлива, копоти и нагара;
- смазка подвижных частей горелки.
Перечень может дополняться другими видами контроля — например, замерами вибрации горелки и двигателя. Настраивается режим горения и устраняется недожог.

Стандартный алгоритм ТО
Для каждого пункта мероприятий сервисного обслуживания устанавливается график и чёткий алгоритм работ. Чистка форсунки должна проводиться не реже, чем раз в неделю. Если производится текущее техобслуживание, то выполняется слив и отстаивание масла, а если окончен отопительный сезон, то необходимо провести консервацию устройства. Стандартная процедура проведения ТО для жидкотопливного оборудования — 4 раза в год, включая проверку перед началом зимнего периода.
Основной перечень сервисных мероприятий:
- Разборка горелочного устройства.
- Демонтаж корпуса.
- Проверка состояния топливных шлангов.
- Очистка каждого элемента.
- Продувка фильтра и труб.
- Удаление с них мельчайших загрязнений.
- Дефектовка узлов.
- Проверка и при необходимости очистка рабочего колеса вентилятора.
- Сборка.
- Проверка функционирования электроники и автоматики — контроллеров, КИПиА, всего электрооборудования.
- Диагностика системы подачи топлива.
- Монтаж самого горелочного устройства.
- Пробный запуск.
Форсунку не всегда достаточно очистить, при постоянной эксплуатации котла ей требуется регулярная замена. Сопло горелки «отвечает» за распыление дизельного топлива, обеспечивая необходимое давление подачи ДТ. От состояния сопла и отсутствия загрязнений зависит не только непосредственно работа горелки, но и уровень выброса загрязнений в атмосферу. К чему приводят дефекты сопла:
- топливо не полностью сгорает;
- горелка работает нестабильно;
- в системе образуется нагар.
Результат — снижение эффективности работы котла либо просто горелка не будет зажигаться.
На узле зажигания не должно остаться частиц сажи и других загрязнений. Очистка клапанов, фильтра, насоса завершается настройкой и испытанием работоспособности всей топливной системы. Каждое проведённое мероприятие, а также оценка состояния агрегата фиксируется либо в журнале ТО, либо составляется подробный акт. При проведении режимно-наладочных работ подготавливаются отчёты и режимные карты.
Дополнительные рекомендации
Оптимальный вариант сервисного обслуживания — после всего комплекса мероприятий запустить систему минут на 20, после чего отрегулировать все параметры. Затем выполняется контроль (анализ) дымов горелки. Уровень загрязнений возможно снизить — для этого достаточно установить систему фильтрации.
Эффективность форсунки и сопла зависит не только от их собственного состояния, но и качества фильтров. Их задача — задерживать механические примеси. Фильтры необходимо проверять и заменять не только во время техобслуживания. Для каждой конкретной модели существуют рекомендации производителя по алгоритму регулярной чистки и замены фильтров при использовании жидкого топлива. Срок работы форсунки без замены, как правило, составляет один год.
Электроды поджига следует осматривать еженедельно, очистку датчика пламени — ежемесячно. Также раз в месяц необходимо проверять герметичность топливного тракта. Корпус горелки можно протирать по мере загрязнения — достаточно использоваться для этого ткань, смоченную в керосине. Регулярно проверяется заземление котла и горелки.